RSS RSS

«Южное Сияние» (№4(48), 2023)

ЮЖНОЕ_СИЯНИЕ_4_2023В четвёртом за 2023 год номере журнала неактуальной литературы «Южное Сияние» (№4(48), 2023), издающегося в издательстве «Ariella Publishing» (Филадельфия) – произведения 44 писателей. География нового номера «ЮС» – Великобритания, Литва, Молдова, Россия, США, Франция, Украина.

Прочесть pdf-версию можно прямо здесь –  Читать

а электронная версия размещена по адресу: https://ursp.org/index.php/uzhnoe-siyanie/9-zhurnal-yuzhnoe-siyanie/125-us-4-2023

Авторы поэтических подборок, опубликованных в номере – Тина Арсеньева, Константин А. Ильницкий, Александр Карпенко, Елена Коро, Борис Кутенков, Майка Лунёвская, Юлия Мельник, Елена Севрюгина, Николай Столицын, Эдуард Учаров, Борис Фабрикант, Илья Фаликов.

Художественная проза представлена отдельными рассказами из повести Веры Зубаревой, рассказами Ольги Андреевой, Евгении Джен Барановой, Нади Делаланд, Галины Коротковой, Андрея Мадекина, Анны Михалевской, Елены Черниковой, а также новеллами Станислава Айдиняна и Юлии Серебренниковой, драматургия – пьесами Елены Вадюхиной и Сергея Сулина. В мемориальной рубрике «Фонограф» – эссе Киры Сапгир.

Материалы объёмной на этот раз литературоведческой рубрики «ЛитМузей» посвящены Анастасии Цветаевой и 130-летию со дня её рождения, в ней вы найдёте уникальные, эксклюзивные воспоминания, исследования, посвящения. В рубрике «Камера-Обскура» – работа Константина Кедрова о «Фаусте» Гёте.

В «Книжной полке» Александра Карпенко опубликованы рецензии на книги Эльдара Ахадова, Юлии Белохвостовой, Серены Витале, Евгения Волкова, Елены Ткачевской и Ольги Харламовой, а в «Книжной полке» Елены Севрюгиной – на книги Веры Зубаревой, Андрея Крюкова, Софии Максимычевой, Алексея Прохорова и Эдуарда Учарова. В «Книжной полке» Александра Руднева вы прочтёте о книгах Станислава Айдиняна, Натальи Аришиной и Евгения Беня.

image_printПросмотр для печати

XV Всемирный поэтический фестиваль «Эмигрантская лира»

XV Всемирный поэтический фестиваль «Эмигрантская лира» приглашает поэтов в Бельгию и Францию

Опубликованы Программа XV Всемирного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира-2024» (Брюссель, Льеж, Бельгия – Париж, Франция, 12 – 17 августа 2024 года) и Положение о фестивальном поэтическом конкурсе «Эмигрантский вектор».

Предлагаются два варианта участия в фестивале – в качестве участника поэтического конкурса «Эмигрантский вектор» (здесь надо прислать конкурсные стихи и выйти в финал; стихи на конкурс принимаются до 1 июня 2024 года) и в качестве внеконкурсного участника фестиваля (для этого надо обратиться к организатору фестиваля Александру Мельнику за разрешением, выдаваемым на основании решения оргкомитета).

Все участники смогут читать свои стихи в Брюсселе, Льеже и Париже и участвовать во всех фестивальных мероприятиях.

Читать дальше 'XV Всемирный поэтический фестиваль «Эмигрантская лира»'»

image_printПросмотр для печати

Евгений Морозов. Долгая машина. Стихотворения.

Евгений Морозов. Долгая машина. Стихотворения.В книгу вошли стихи 2020—2023 годов
ISBN 978-5-6051485-0-0

© Морозов Е. А., 2024
© ЛитГОСТ, макет, 2024

Со временем крошится любая теория, в которой тесно живому разнообразию. Иная поэтическая книжка, наверное, хотела бы собирать мысли в одну пронизывающую стихи идею, эта – больше отпускает их, больше напоминает взгляд из окна, за которым проносящиеся пейзажи, здания, люди… Мы не всегда знаем, как относиться к тому, что за стеклом, по ту сторону движущегося тела, но, наблюдая, узнаём что-то и о себе… Едем ли мы куда-то или, наоборот, приехали до такой степени, что находимся внутри циклопического механизма, высматривая его назначение и состав…

 

Читать

image_printПросмотр для печати

Юлия БЕЛОХВОСТОВА. Уместить в себе…

Снег идёт и идёт, будто тысячи белых конвертов
адресата нашли и теперь облепили окно,
и никто не ответит, что с адреса выбыл посмертно
дорогой человек, и письмо не прочтёт ни одно.

Все, что не было сказано, важное или пустое,
остаётся со мной, потому что другим ни к чему.
В опустевшем дому не хозяйкой живу – на постое,
как уехать отсюда теперь навсегда – не пойму.

Снег идёт и идёт, заметая дорогу до детства,
было долгое лето (вагон и тележка тех лет),
а теперь на земле наступила зима наконец-то,
и осталось ее, как заснеженный путь, одолеть.

 

Читать дальше 'Юлия БЕЛОХВОСТОВА. Уместить в себе…'»

image_printПросмотр для печати

Роман РУБАНОВ. Сплетённый небесным ткачом…

* * *

Снегом мартовским мокрым тяжёлым
проплывут облака бессвязно
солнце вспыхнет то красным то жёлтым
и обратно в снегу увязнет

до поры до нестройной птичьей
переклички, до первой почки
топоры утопил лесничий
в чёрной проруби вязкой ночи

вышел в поле стоит как колос
на ветру нараспашку настежь
это март обретает голос
ночью грачьей в лесном ненастье

неприметны его приметы
но побеги готовы к бегству
и прошепчет лес, – смерти нет
сделав шаг в эту бездну

 

Читать дальше 'Роман РУБАНОВ. Сплетённый небесным ткачом…'»

image_printПросмотр для печати

Ульяна ШЕРЕМЕТЬЕВА. Островок Февраля

Снега нет, но в небесных депо,
вероятно, скопились вагоны пушистого груза…
А пока прогуляемся медленно по
тем извилистым строчкам вдоль гипотенузы
между вечными точками А, В и С
из учебника арифметики, друг, для нездешних…
ведь пока обитает надежда в конце
лабиринта, не властны тугие клешни,
хотя ощутимы… Прислушайся как
полноводно тоска разлилась в Интернете…
Мы бредём наугад, пеленгуя в нём мрак,
и соната Еs-moll извивается на кларнете.

 

Читать дальше 'Ульяна ШЕРЕМЕТЬЕВА. Островок Февраля'»

image_printПросмотр для печати

Дина ИЗМАЙЛОВА. Вздрогнем

Вилора Прохоровна опять закутила. В её золотистых кудряшках запутались лепестки гладиолусов, а в глазах распахнулась та отрешенная задумчивость, что уходит дном в самую глубину памяти. Она бредет по магазину неуверенно, и я понимаю, что она где-то не здесь, она далеко в прошлом – папа играет ей на баяне, она подпевает ему, белокурая девчонка с ярко-синими глазами и мелким рассыпчатым смехом. Она и нынче смеётся как-то так – еле слышно, но крошась лицом в приветливом смешливом удовольствии. Я ставлю ей на компе БГ «Не пей вина, Гертруда», она рассыпается своим беззвучным хохотком, присаживается у прилавка.

Читать дальше 'Дина ИЗМАЙЛОВА. Вздрогнем'»

image_printПросмотр для печати

Илья Криштул. Сказки. Миниатюра

Читал тут намедни с ребёнком русские сказки, это оттуда у меня слово «намедни» появилось. Начали с «Колобка», а после чтения, как и просила детская педагогиня, я стал вопросы задавать, для закрепления материала. «Вот что ты, доченька, поняла из этой сказки?» – спрашиваю. «Ничего не поняла», – отвечает. «Ну как не поняла? Если бы Колобок не сбежал от своих бабушки с дедушкой, его бы лиса не съела… Нельзя убегать из дома!». Дочка подумала и сказала: «Если б он не сбежал, они бы сами его съели. Для чего его бабушка испекла-то? А так он хоть по лесу перед смертью погулял, зверюшек разных увидел…» Тут задумался уже я. Перечитал сказку ещё раз, уже для себя. Действительно, логики никакой – дед, судя по всему, проголодался, послал бабку в сусеки, та наскребла муки вперемешку с пылью и испекла на обед Колобка. И только они хотели его сожрать, как он в окно прыг, прыг и покатился, ну а дальше вы знаете. Мораль-то понятна – тяга к свободе ничем хорошим закончиться не может, это первое, второе: хочешь есть – закрывай окна, а вот почему половина леса разговаривает с хлебобулочным изделием…

Читать дальше 'Илья Криштул. Сказки. Миниатюра'»

image_printПросмотр для печати

Елена ЛИТИНСКАЯ. Польские каникулы

Почти каждое лето мы с мамой уезжали в Польшу навестить дедушку и бабушку и заодно отдохнуть от московской суеты. В поезде Москва-Варшава ехать было удобно и приятно. Мама обычно заказывала билеты в двухместное купе. (Не первый класс, но все равно – классно.) Посторонних не было, никто нам не мешал. В дороге мама, как правило, читала книгу или журнал, а я любила смотреть в окно, как бегут навстречу леса, поля, деревеньки и городки. «Тук-тук, тук-тук» – весело стучали колеса поезда. «Тук-тук, тук-тук» – стучало радостно в ответ мое сердце, переполненное ожиданием новых летних впечатлений и, может быть, приключений. Мне было шестнадцать лет. Я считала себя уже взрослой и достаточно самостоятельной, чтобы не отдыхать с мамой, а поехать, например, с друзьями в Прибалтику. Но мама была другого мнения и настояла на том, чтобы мы поехали вместе, ну, хоть этим летом. А на следующий год посмотрим: надо будет готовиться поступать в университет – не до летнего отдыха. Вот тогда и проявляй свою самостоятельность. Подумав, я наконец согласилась. А когда сели в поезд и раздалось знакомо-радостное тук-тук, тук-тук, я забыла о своей гордой взрослости, обняла маму, поцеловала и воскликнула:

Читать дальше 'Елена ЛИТИНСКАЯ. Польские каникулы'»

image_printПросмотр для печати

Татьяна Окоменюк. КУМИР

О том, что его пятнадцатилетняя внучка – фанатка музыкальной группы «Неземные», бизнесмен Валерий Каминский узнал случайно. Искал в Юлькином рюкзаке зарядку для телефона, а обнаружил там афиши, фотографии музыкантов, а главное – ее дневник, куда были аккуратно вклеены корешки билетов со всех выступлений «Неземных», на которых она побывала. Там, на каждой странице, Юлька объяснялась в любви солисту коллектива Юстасу Штерну и откровенничала о том, что самым большим счастьем для себя считает теплый взгляд, брошенный им в ее сторону. Была в дневнике и фотография «звезды» в рамочке из поцелуев, оставленных на бумаге покрытыми помадой губами.

Читать дальше 'Татьяна Окоменюк. КУМИР'»

image_printПросмотр для печати

Татьяна ЯНКОВСКАЯ. Треугольник со стихами.

(Сокращённый вариант повести «Несостоявшийся роман» 1

В центре этого повествования – стихи, написанные в шестидесятые годы двумя людьми, которые были тогда совсем юными. Стихи эти несовершенны, но и теперь, по прошествии многих лет, мне кажется, что они представляют интерес. Они интересны своей достоверностью, показывая, как в общем-то обычные молодые люди тех лет воспринимали мир, как стихи могли стать частью отношений, как нередко именно то, что не сбылось, навсегда меняет наш внутренний мир 2

Читать дальше 'Татьяна ЯНКОВСКАЯ. Треугольник со стихами.'»

image_printПросмотр для печати

Ефим Бершин. Песочные часы Юрия Левитанского

По стихам Юрия Левитанского гуляет сквозняк. Всегда. О чем бы ни писал – сквозняк. Как будто он жил с дырой в стене. С дырой, из которой время от времени появлялись не видимые другим люди, выползали не ведомые другим события, звучала не слышимая другими музыка. А иногда вместе с этим в комнату просто врывалась снежная буря или проливной дождь. Но чаще сквозняк почти незаметно уносил в эту дыру все, без чего вчера еще жизнь казалась немыслимой. Всех, без кого жизнь – не жизнь. И засыпало снегом времени.

Снегом времени нас заносит – все больше белеем.

Многих и вовсе в этом снегу погребли.

 

Погребли, оставив лишь

…Море Терпенья. Берег Забвенья. Бухта отчаянья.

Последней Надежды туманные острова…

 

И изумленный Левитанский, понимая и в то же время по-детски не понимая, что происходит, вдруг выдохнул: «Робот храпит у меня за стеною».

Читать дальше 'Ефим Бершин. Песочные часы Юрия Левитанского'»

image_printПросмотр для печати

Вера Калмыкова. Чистый лирик в XXI веке. О творчестве Виталия Штемпеля

Виталий Штемпель — лирик.
Эка невидаль, скажет кто-то.

Виталий Штемпель — лирик в самом честном, самом классическом — блоковском — смысле. Хотя на Блока он совсем не похож, у него иной темперамент. Никаких «я хочу безумно жить» и далее по тексту. Рефлексия и самоконтроль — вот внутренние качества лирического героя Штемпеля.

Смурён пейзаж сквозь линзу ноября.

Его ль в себя, себя ль в него вживляя,

О сущее, желать тебе добра

Не глупо ли? Но я тебе желаю.

Мир объективен и самодостаточен. Во всяком случае, я ни на что не могу в нём влиять. Могу лишь наблюдать и сочувствовать, ощущая при этом собственную мизерность: «Я тень, от которой тень».

И я лечу. Не достигая дна,

И то один, а то — со всеми скопом.

И если я — лишь видимость одна,

Я стеклышко в калейдоскопе дня,

Или глазок в нутро калейдоскопа?

Здесь сразу опознаётся прецедентный текст — «Некрасивая девочка» Николая Заболоцкого с её известнейшим финалом:

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Знать бы, понимал ли Штемпель, что входит в спарринг с другим поэтом. Если да, то я в его стихотворении и девочка Заболоцкого осознанно симметричны, и вся лирическая ситуация осознанно переворачивается от маргинальной — к божественно прекрасной.

Впрочем, то же получается при любом раскладе. За исключением того, что осознание остаётся читателю. «Имеется в виду наличие особого зрения, позволяющего найти ту единственную перспективу, которая и делает изображаемую картину единственной в своём роде», — это Штемпель сказал по другому поводу, но получилось универсально.

Поэзия Штемпеля укоренена в русской традиции на уровне образов, мотивов, фонетики и чего только ещё не. Достаточно привести лишь один пример, чтобы вспомнились древесные образы и Есенина, и опять-таки Заболоцкого с его натурфилософией, и вереница следующих за ними:

Деревья в парке привыкли к нам.

Смотрят как мы разгуливаем,

думают мы ищем

место,

чтобы пустить корни.

И стать наконец деревьями.

До глубины души ощутить свою ничтожность и протянуть нити сочувствия ко всему земному — позиция, исполненная достоинства не менее державинской. У того было «Я царь — я раб — я червь — я бог!», а у Штемпеля только «Я узник, я червь, я раб». Всё, что могу, — это испытывать чувства. Их-то Штемпель и до-водит, до-живает, до-чувствует до конца, до возможного предела. В жизни что угодно переживается в объёме всего остального. В стихотворении — только что-то одно, но зато, выраженное до предела высказывания, оно само создаёт объём. В него-то и умещается весь мир.

…Не самый популярный фрагмент из Соломоновых притч: «…с обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний» (24:6) — неожиданно помогает понять, что же такое искусство, поэзия, лирический герой, вот это вот всё, что сегодня с таким рвением оспаривается, мол, нет здесь ничего такого, недоступного любому желающему…

Свою войну ведёт каждый, с кем и с чем — дело индивидуальное. Но в жизни довести её до конца не выходит почти никогда и ни у кого. Можно очень сильно жаждать успеха и добиваться его, но всё равно нужно погулять с собакой, вымыть посуду, улыбнуться ребёнку — ну или хотя бы надеть штаны. В искусстве те же, казалось бы, желания, помышления, чувства очищены от физики, от бытовизма. И поэтому настоящая обдуманность получается только в искусстве. Лирический герой — фигура обдуманности, осознанности. Такова его природа: его слёзы текут из слёз и из головы автора.

Возьмём простой пример из жизни и поэзии Виталия Штемпеля. Он пишет: «Лет до 12-ти не знал, что существуют старики-немцы. Для меня их не было в природе. Оба деда были расстреляны в 38-м — как враги народа. Один был бухгалтером, другой — профессиональным музыкантом. С этим вырос». Это человеческий рассказ о предках и о себе.

А вот стихи.

Вам моё не дослышится данке.

Но поклон — из моей вам дали.

Перепаханы ваши останки

И травою хмельной проросли. <…>

 

О, как жить в этом мире мне стыло —

Будто чёрный за мною проём!

Разве ненависть вас посетила,

Разве злоба коснулась крылом?

Не за то ли, обласканы Богом,

Вы теперь вдалеке от невзгод,

Музыкант мой любимый Иоганн,

Мой родимый бухгалтер Райнгольд?

И другой случай:

…Их убивали ночью.

В ночное время хищники

наиболее активны.

Вызывали из подвального помещения

по одному.

Дюжий охранник бил по затылку тяжёлым предметом,

другой – достреливал оглушённого из пистолета.

Врач городской больницы,

приглашённый в качестве эксперта,

регистрировал факт смерти.

Ранговый партийный член

подтверждал своим присутствием

законность происходящего.

 

Именно так.

Моя бабка

умерла более полувека спустя

в возрасте 87 лет,

так и не став вдовою.

(«Они собирались на Чёрное море…»)

Кратко изложенная семейная история обрастает переживаниями, невозможными в жизни. Люди, которых ты не видел, оказываются родными и любимыми. Прошлая и настоящая жизнь без них — одинокой и стылой, причём именно потому, что им выпала такая чудовищная, нечеловеческая кончина.

Верлибр «Они собирались на Чёрное море…» интересен ещё и внутренним сюжетом. Вторая часть — обращение к пассажирам приснопамятного парохода «Титаник». Жертвы Большого террора композиционно сопоставлены с утонувшими в кораблекрушении, что поначалу вызывает вопрос:

Эй, вы, жертвы «Титаника»!

Если возможно вам слышать меня:

я преклоняю голову

перед вами,

я скорблю о вас —

недоживших, недолюбивших.

Ваши тела — на дне океана,

ваши души парят в небесах.

Гордитесь: о вас

написаны книги,

поставлены кинофильмы.

Вас помнят!

Но автор тут же снимает читательское недоумение.

О двух моих дедах,

безвинно убитых —

ни слова,

ни слова,

ни слова!

Травой проросли их останки — дивился Ботаник!

Хоть там, в небесах — полюби их, Егова.

И боже не дай, чтобы всплыл их титаник.

Стихотворение к финалу становится рифмованным. Верлибр, в некотором (очень произвольном) смысле выступающий аналогом жанру очерка, позволяет излагать происходящее с акцентом на события, и единственный след переживаний — умолчание в паузах между стихами. У Штемпеля лирическая ситуация разрешается повтором («ни слова, ни слова, ни слова»), водящим разностопный амфибрахий, а затем и рифмой, тем более интересной, что помимо «Ботаник» есть ещё одна, много выше, спрятанная внутри текста — охранник, и «Титаник»/титаник — не что иное как омонимы, причём второй в данном случае обозначает эпоху Большого террора, ушедшую под воды времён.

Опять-таки державинская вода (река ведь — вода) времён не навязана Штемпелю: материя его стихов во многом соткана водными образами, даже о погибших дедах сказано: «Вы текли, как вода из запруды, — // Через шлюзы в объятья небес». Отсюда же — плавание: «Вот облака, похожие на рыб, // Плывут, не разбегаясь, по теченью. <…> Прохожий, будто падающий лист, // Над площадью плывёт, срезая угол». Ещё один важнейший мотив — совместность, умение пребывать в совокупности и отождествляться с другими людьми, «со всеми скопом» (как не вспомнить Мандельштама — «с гурьбой и гуртом»). Мы в стихах Штемпеля — не вымученное, а естественное, способ жить, ощущать себя: «Время — мы были. Мы есть ли? // Помнит ли кто-нибудь нас?» («Хватит. Ни слова, ни строчки…»)

Повторюсь: осознание собственной ничтожности, маленькости (вспоминается Окуджава: «Надежды маленький оркестрик // Под управлением любви») никак не препятствует достоинству, а мы не стирает я. Зато я-величина не застилает горизонты мышления, и Штемпель высказывается несовременно, хотя очень своевременно:

В наш прагматический век мы всё реже вспоминаем о Музе. А ведь это тот образ, без которого русская поэзия просто немыслима. Баратынский отказал ей во многих качествах, но выделил одно замечательное достоинство: лица необщее выраженье. Муза — как олицетворение не только поэзии в целом, но и творчества каждого отдельного поэта. С ней, и только с ней, поэт мог всегда разделить самые сокровенные мысли, поделиться своими сомнениями. Она поднималась вместе с ним на небеса и опускалась в трущобы действительности. Увы, как собеседник ныне она не востребована нами. Внешний мир увлекает нас куда более — мы просто не находим времени заглянуть в себя. И, как это ни больно признать, теряем «лица необщее выражение». Утрачивается то личностное, без чего невозможна творческая идентификация. Нет, это не призыв вернуться к языку XIX века. Поэзия не стоит на месте. Меняется и главная её составляющая — язык. Слово приобретает всё большее значение, всё большую многозначность. Нет сомнений: именно читатель должен идти за поэтом, а не наоборот. Именно читатель должен стремиться понять язык поэзии, а не поэт упростить его в угоду читателю. Но задача поэта — увлечь читателя, увести его в недра своего языка.

(«Размышления на общие темы»)

Напоминание о Музе есть напоминание о возвышенном, без которого искусства всё-таки нет, какие бы новые смыслы ни старались мы ввести в это понятие, как бы ни размывали его границы. И всегда поэт прав, даже если плох, потому что замахивается на разговор с целым мирозданьем:

Поэт стихи читает мирозданью!

Он центр его. Пусть даже он — пустышка

(«Поэт стихи читает на ютубе…»)

 

Ну, а если в угоду и пишут —

Так ведь то по велению свыше.

(«У поэтов — у них, что у прачки…»)

Возвышенное для Штемпеля существует само по себе, а не в оппозиции «высокое — низкое». Оно имеет божественную природу и независимо от нашей деятельности или воззрений, объективно, как мир. Субъективно или, точнее, субъектно только разрушение. В «Мы сразу не умрём. Мы вымрем потихоньку…» описываются последствия катастрофы, устроенной человечеством самому себе, и вводится образ кувшина как символа культуры:

Последнему из нас услышится вдогонку:

Всей пустотой грудной псалом поёт кувшин.

В конце концов культура станет материалом для следующего творения:

Ни памяти нам всем, ни чести, ни ограды.

Забудет время ход — кому его отсчёт?

Лишь старец в небесах заплачет от досады.

И разобьёт кувшин. И глиной станет тот.

Заметим, что время к области возвышенного не относится, оно для Штемпеля — человеческий фактор. И показательно, что последней погибает культура: ведь в ней божественное начало присутствует сильнее, чем где-либо ещё.

Разговор на подобные темы Штемпель, кажется, постоянно ведёт с самим собой. В стихотворении-эпистолярии «Пишу письмо в городок Vechta…», где второе действующее лицо — некая Клавдия, естественны упоминания о каком-то голландце, видимо, занимающем её воображение; но ничем не мотивировано появление кита в репликах лирического героя: «Если кит действительно проглотил Бога, // То кто же есть мы, вылавливающие китов?» Возникает второй план смысла — над отношениями, над человеческими судьбами. Он мифологичен и бытийствен. Есть здесь и третий план:

Что до того мне: ну, кит проглотил Бога.

И некто ловит кита – вот уж пятнадцать лет!

Если есть счастье – оно в двух шагах от порога.

А мы его ищем в море. То есть там, где его нет.

Муза, счастье — такие понятия, которыми современные поэты не оперируют: считается хорошим тоном девальвировать их ценность. Штемпель в этом отношении настойчив:

И понял я, в глаза любимой глядя,

Уже от них не в силах оторваться:

Нет ничего на этом белом свете

Прекраснее коротенького счастья

Длиною в человеческую жизнь.

(«Был вечер чудный. Ты была прекрасна…»)

Заметно, как сходятся два мотива — счастья и ничтожности. Соединившись, они порождают те картины, которые в эпоху Серебряного века принято было называть мгновенными и вечными. Они прекрасны вне зависимости от того, что происходит с персонажами:

Лодка у берега дремлет,

вёсла опущены в воду.

Тянется змейкой цепочка

к тонкому телу лозы.

Женщина в шляпке соломенной

смотрит, печальная, в воду –

Будто забытое кем-то,

в ней отраженье лозы.

Всё, что переживается мгновенно, для Штемпеля действительно уходит в вечность; для него противоположности «есть — нет» сливаются так же и по той же причине, что и одна из важнейших для поэта оппозиций «говорение — немота».

Знаешь, всё дело в том —

Кто-то же спросит c нас? —

Хочется быть потом,

Хочется жить сейчас.

След от твоих подошв —

След, обращённый в свет.

Думать, что ты придёшь,

Зная при этом — нет.

Можно сойти с ума:

Осень сожгла листву,

Будто бы книг тома.

Будто закрыв главу

 

Жизни. Уже едва

Дни различимы. Впредь

Буду щадить слова,

Чтобы сказать суметь.

(«Чтоб облаку снилось небо. 1»)

«Быть — жить», «след — свет»… В этих парах есть что-то от зауми, от владевших поэтами начала XX в. идей близости смыслов похожих слов. При кажущейся прозрачности стихов Штемпеля метафоры в его стихах глубже и объёмнее, чем видится на первый взгляд: как осень сжигает листву, так погибают в пожарах книгохранилища — страницы книги жизни. Возможно, это слишком смелая интерпретация метафоры, но Штемпель, строя текст на оппозициях, сам подталкивает к такому расширенному прочтению.

Всего оказывается немножко больше, чем сказано. Хотя и сказано немало.

___________________________________________

Источники текстов:

https://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/stihotvoreniya-619

https://www.plavmost.org/?p=10197

https://www.ng.ru/ng_exlibris/2019-02-28/10_972_interv.html

https://magazines.gorky.media/kreschatik/2018/1/u-poetov-u-nih-chto-u-prachki.html

http://pereplet.ru/kandid/164.html

https://mybook.ru/author/kollektiv-avtorov-3/plavuchij-most-zhurnal-poezii-12019/read/

http://intelros.ru/readroom/plavuchiy-most/mo4-2019/40728-veselis-lefort.html

image_printПросмотр для печати

Владислав КИТИК. Здешний и… нездешний свет Ксении Август.

Ксения Август. Всё будет свет. ─ Калининград: «Полиграфычъ», 2022. ─ 104 с.

Поэтический мир Ксении Август, представленный в её книге стихов «Всё будет свет!», захватывает с первых строк, накрывает лирической волной. Название, как фонарь над головой, концентрирует образное содержание и художественные нюансы книги. Свет становится не только её тематическим направлением и предметом рассмотрения, но в гораздо большей степени энергетическим стержнем, диалектической основой. Он предстаёт в разных ипостасях. То рассеянный, то проникающий исподволь, как луч, но чаще ─ соотнесённый с психологическим состоянием автора, ассоциативно возведённый в ранги, отличные от просто физического явления: «грядёт, и льётся свет из окон – не электрический, а тот, что называем мы нездешним». То есть свет присутствует в самой структуре стиха как аналог тонких материй. В этом смысле и «белый снег ─ света храм», деревья «осеняли окрестности… знаменьями крестными, на все четыре стороны сея свет». И даже боль – светлая! И тогда «ничего невозможного нет, если есть этот свет в человеке».

Читать дальше 'Владислав КИТИК. Здешний и… нездешний свет Ксении Август.'»

image_printПросмотр для печати

Валерий БОДЫЛЁВ. Сюжет, обретший плоть

ЖИМОЛОСТЬ

“Побеги жимолости льнут к орешнику в глуши лесной”.
Мария Французская

“Жимолость тебя напоминает,”-
Написала некогда Мари,
Свой роман последний вспоминая,
Выгоревший как-то изнутри.

Что и как тогда происходило?
Затаился персонаж в тени
И его  история забыла
Густо-густо образ зачернив.

Остаётся только сухость, горечь
В толстой книге сжатого цветка,
Суд истории неправый и нескорый,
Сломанная цезурой строка.

 

Читать дальше 'Валерий БОДЫЛЁВ. Сюжет, обретший плоть'»

image_printПросмотр для печати

Ирина ДУБРОВСКАЯ. Весенние новости

* * *

Вот и весна. Хоть неласковой нынче явилась,
Всё же на сердце светлее, чем в зимнюю пору.
Жизнь отбывается нехотя, будто повинность,
Но облаков над землёю всё ярче узоры.

Значит, на небо гляди, слушай птичьи рулады,
Страхов, тревог отодвинув тяжёлые глыбы.
Даже на самом пороге кромешного ада
Верь, это только издержки крутого изгиба.

Жизни обрадуйся – душу от зимнего хлама
Радостью только и чистить! От духов дремотных
Освобождайся скорей. А народные драмы –
Знай, это только начало путей поворотных.

 

Читать дальше 'Ирина ДУБРОВСКАЯ. Весенние новости'»

image_printПросмотр для печати

Рита КОЛОБОВА. Противоречий суть…

* * *
Оранжевый туман окутал небосвод.
Мечты, самообман,
Моих фантазий плод…
Смотрю на бронзу крон –
Под ноги бы смотреть! –
И неба странный фон
По нервам бьёт как плеть.
Боится света тьма,
А бес ─ колоколов.
Нет вечера без дня,
Любви нет без оков…
Противоречий суть,
Как истина, проста.
Но есть ли кто-нибудь,
Кто бы не нёс креста?

 

Читать дальше 'Рита КОЛОБОВА. Противоречий суть…'»

image_printПросмотр для печати

Татьяна ПАРТИНА. Цепная реакция.

Продолжение. Начало в выпуске №12

УБИЙЦА
Студент попал  под горячую руку властям,
Насмотрелся в тюрьме на разбойников и убийц.
Подивился на досуге их неразвитым лобным костям,
Решил, что каждый с мощной челюстью – рецидивист.
И теперь мы знаем уверенно ху из ху
В тёмном углу, в шапке натянутой до бровей.
Пусть говорят, что Ламброзо писал чепуху,
В тёмном углу, конечно же, нам видней.
Лучше останемся дома кино смотреть
Про супергероя, что может спасти весь мир.
А он из кармана с улыбкой достанет смерть,
Как дохлого зайца из шляпы пьяный факир.

Читать дальше 'Татьяна ПАРТИНА. Цепная реакция.'»

image_printПросмотр для печати

Владислав КИТИК. Без мысли нет поэзии. Жизнь и переводы Эрлена Бейлиса

Эрлен Михайлович Бейлис.Эрлен Михайлович Бейлис. Как одессит любил море. В молодости закончил Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского (Ленинград), служил офицером подводником. Впоследствии помогал морякам в трудоустройстве «под флаг».

Но далее ему в жизни подошла роль поэта: ироничного, полного юмора и жизнелюбия. Его колкие пародии были на слуху. Стихи для детей вызывали множество улыбок.

Наиболее же полно он проявил себя в качестве переводчика английской поэзии и, в частности, любимого им Киплинга. Стихи и баллады этого лауреата Нобелевской премии остались для читателя в книге Эрлена Бейлиса «Джозеф Редьярд Киплинг. Избранные стихотворения».

Читать дальше 'Владислав КИТИК. Без мысли нет поэзии. Жизнь и переводы Эрлена Бейлиса'»

image_printПросмотр для печати

Тамара КОЛЕНКО. Старший боцман Адамыч

АДАМЫЧЕсть люди, про которых говорят: человек-легенда. Жизнь такого человека отмечена яркими событиями, особыми чертами, чем-то почти необыкновенным, что другим людям, увы, не дано. Проходят годы и десятилетия, но память о таком человеке живёт, о нём рассказывают, вспоминают, пишут. Его образ со временем окружается ореолом загадочности, особого таинства, даже если доподлинно известно, что личность эта была вполне жизненной, земной   и  полностью соответствовала реалиям своего времени.

Именно таким человеком, на мой взгляд, был Адамыч. Так называли его почти все, кто был с ним знаком. Звали этого человека – Осип (Иосиф) Адамович Хмелевский. В разных источниках приводятся два варианта имени. Он был боцманом, позже – старшим боцманом. Но это было особое явление: человек-легенда Адамыч служил на легендарном паруснике «Товарищ».

Читать дальше 'Тамара КОЛЕНКО. Старший боцман Адамыч'»

image_printПросмотр для печати

Вера ЗУБАРЕВА. О книгоделах и издателях

Писатель издал книгу. Праздник! Её ждали, помогали собирать средства и радовались всем миром, когда нужная сумма была собрана. А писатель? Тоже радовался. Теперь сидит в окружении книг, на которые насобирал денег и которые (книги) ему честно отдал издатель. Нет, ну несколько копий, конечно, автор великодушно оставил издателю на всякий случай. Также раздарил спонсорам, затем – критикам и близким друзьям… А дальше? Дальше припоминаем Ильфа и Петрова, слегка перефразировав: распространение пишущих – дело рук самих пишущих. Издатель, конечно же, удивлённо поднял бы брови, заслышав такое А, что, мол, ещё от него ожидалось? Ну выступит там-сям со своей продукцией, чтобы привлечь новых авторов. Среди них может, и покупателей немного найдётся (собрать пишущих куда проще, чем читающих). Такова реальность. Читать дальше 'Вера ЗУБАРЕВА. О книгоделах и издателях'»

image_printПросмотр для печати

Марина КУДИМОВА. Первый дедушка. Бегущая строка

Может, литераторы и вышли из чьей-нибудь «шинели». А народ наш вышел из дедушки Крылова, которому исполнилось 255 лет. Первого дедушки русской литературы, поскольку и дед Мазай, и дедушка Лодыжкин из повести «Белый пудель», а уж тем более дед Каширин, дравший внука Пешкова, как сидорову козу, – все обладатели почетного титула появились позже. Крылов при всех излишествах, которым был сильно привержен, прожил более чем солидный для своего времени срок – 75 лет, и дедушкой стал на полном основании.

Читать дальше 'Марина КУДИМОВА. Первый дедушка. Бегущая строка'»

image_printПросмотр для печати

Виталий ДМИТРИЕВ. Граница бытия

Сквозь наплывы янтаря
и разводы позолоты
на исходе октября
лес просвечивал, как соты,
обнажая синеву,
отпуская на свободу
отгоревшую листву
влажной вечности в угоду.
Вот — граница бытия,
за которой мы не властны.
Для кого-то смерть моя
будет лёгкой и прекрасной,
мимолётной словно грусть.
Скажут: “Музыка умчалась
вместе с ветром”. Ну и пусть.
Лишь бы что-нибудь осталось:
след какой-то на земле,
звук, который отзовётся,
уголёк в ночной золе,
блеск звезды на дне колодца.
Потому что только так
можно выжить, не иначе, —
сквозь молчание и мрак
свету радуясь
и плача.

 

Читать дальше 'Виталий ДМИТРИЕВ. Граница бытия'»

image_printПросмотр для печати

Андрей КОЗЫРЕВ. Кончились детские игры

* * *

Кончились детские игры.
Племя бродяг разбрелось.
Кто-то из памяти выкрал
прежнюю дерзость и злость.

Только в мозгу все лучится,
светит экраном окно…
Вроде б должно завершиться
странное это кино:

Школа, дворы, пионеры,
запах покрашенных парт,
скверные песни по скверам,
пиво, любовь и азарт…

…Небо темно, как болото,
грязно, темно и мертво.
Хочется высечь кого-то,
только не знаешь, кого.

Магнитофон крикнет старый:
«Стоп, подымайся, пора!» —
но не ответит гитарой
темный колодец двора.

Мозг без любви обесточен.
Племя певцов разбрелось.
Мы еще верим, но — молча,
слушаем песни, но — врозь.

…Кончились детские игры.
Хрип вместо сердца в груди.
Кто нас из юности выкрал —
нынче попробуй найди.

Нет ни иллюзий, ни позы.
Сладкая ложь нам смешна.
Только за детские слезы
боги ответят сполна.

 

Читать дальше 'Андрей КОЗЫРЕВ. Кончились детские игры'»

image_printПросмотр для печати

Марина Кудимова «Кумар долбящий и созависимость: трезвение и литература»

Кудимова КумарВ издательстве Алетейя (Санкт-Петербург) вышла новая книга Марины Кудимовой «Кумар долбящий и созависимость: трезвение и литература». В книге впервые собраны статьи и заметки Марины Кудимовой по широкому спектру русской и зарубежной литературы.

Литературу делят на хорошую и плохую, злободневную и нежизнеспособную. Марина Кудимова зашла с неожиданной, кому-то знакомой лишь по святоотеческим творениям стороны – опьянения и трезвения. Речь, разумеется, идет не об употреблении алкоголя, хотя и об этом тоже. Дионисийское начало как основу творчества с античных времен исследовали философы: Ф. Ницше, Вяч, Иванов, Н. Бердяев, Е. Трубецкой и др. О духовной трезвости написано гораздо меньше. Но, по слову преподобного Исихия Иерусалимского: «Трезвение есть твердое водружение помысла ума и стояние его у двери сердца». В подобном сочетании заключена и тайна творчества. Этой проблеме посвящены несколько больших – и остро полемических – работ в новой книге М. Кудимовой.

Читать

image_printПросмотр для печати